Форум

текст

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Общественное обсуждение КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской Федерации
 
Коллеги!
Приглашаю к обсуждению проекта концепции, опубликованной на сайте Министерства образования и науки России.
От наших предложений зависит концептуальная разработка и внедрение направлений модернизации предметной области "Искусство" и нашей  профессиональной деятельности в образовательных организациях Республики Коми.
Проект. КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской Федерации.

Все замечания и предложения просьба оставлять на странице обсуждение
 

Дорогие коллеги, пришло время для обсуждения актуальных проблем преподавания изобразительного искусства и музыки  в школе. Замечательно, что благодаря сетевому сообществу можно обмениваться мыслями с коллегами. Прочитав концепцию, хочется сказать спасибо за то, что поднимается такой важный вопрос, как приобщение учащихся к прекрасному, так как, в век информационных технологий, очень трудно достучаться до души ребёнка, а, именно, искусство облагораживает и возвышает духовный мир человека. Задача учителя – сделать так, чтобы общение маленького человека с искусством стало для него потребностью. Поэтому очень важно, чтобы предмет музыки и изобразительного искусства преподавался в системе с 1 по 9 класс специалистом в этой области в оборудованном, уютном и красивом кабинете. Отсутствие кабинета – серьезная проблема ведения уроков искусства.

Обсуждение и принятие Концепции актуально. Хотелось бы включить в Концепцию - обязанность школ обязательно приобретать музыкальные инструменты и всё, что необходимо для уроков изобразительного искусства. Безусловно, нужно усилить взаимодействие основного и дополнительного художественного образования. Создавать условия для участия ребят в олимпиадах, фестивалях и конкурсах. Очень важно наладить взаимодействие с учреждениями культуры, музеями, концертными залами, филармонией, театром. Не могу согласиться с мнением, что администрация школ будет по-другому относиться к предметной области «Искусство», если ввести ОГЭ и ЕГЭ.

 
Я согласна с тем, что надо возрождать художественное обучение в общеобразовательных школах. Это необходимо делать и для того, чтобы ребята могли через искусство изучать мировую и отечественную историю. Все исторические события и персонажи отображены в изобразительном искусстве. Параллельно изучая и историю и искусство, ребята могут лучше усвоить обязательный курс истории.
Из личного опыта, работая вожатым в детском лагере, я убедилась, что старшеклассники не знают детского репертуара, более того петь хором не умеют. А мы удивляемся, почему у ребят скудный словарный запас. Где, как не в стихах песен мы можем почувствовать богатую образность русского языка? Искусство и наука неотделимы, одно без другого не работает. Лишь в единстве школа сможет сформировать высоко нравственную, духовно развитую личность.  
 
Согласна с тем, что, к сожалению, существует проблема кадрового характера. Учителей музыки, действительно, не хватает. Падение интереса к изучению предметов искусства у своих учеников, во всяком случае, не наблюдаю. И это меня обнадёживает!  :)
 
По прочтении Концепции и комментариев. Урнышева Т. Г., учитель ГОУ «КРЛ при СГУ».

1 Учитель – человек государственный. И поэтому должен понимать и учитывать не только свои предметные интересы, а и государственные в первую очередь. На данный момент требуется акцентировать внимание на точных дисциплинах,- стране нужны технари, инженеры, конструкторы …  Двух  часов в неделю для предметной области «Искусство» (Интегрированный: Музыка, ИЗО) вполне достаточно в образовательном процессе 7 класса, это очень комфортный вариант. И  1 часа в 8-9 классах.  А 10-11 класс (МХК) можно перевести в доп.образование и пусть это будет прививкой привычки «необходимости посещать театр, концерт, выставку».

2 Учитель – человек коллективный. И поэтому должен помнить о межпредметном взаимодействии. Кто-то требует: «Купите музыкальные инструменты в школу!» А зачем отбирать хлеб у музыкальных школ и прочих многочисленных объединений? За 1 час в неделю обучить игре на инструменте всех учеников невозможно.   Задача  должна быть другая. Надо использовать знания и умения ребят, которые они получили, например, в курсе изучения предмета «Фортепиано» (в ДМШ этому учат индивидуально по 2часа в неделю 7 лет) или в курсе изучения предмета «Народные инструменты» (в ДМШ этому учат индивидуально по 2часа в неделю 5 лет).

3 Учитель – человек практический. И поэтому в любую тему урока  сам заинтересован включать практические задания (и учителя это делают, обычно треть занятия).  А, значит, совершенно не надо для подтверждения этой составляющей части урока опять что-то ломать-менять глобально. Освободив учителя от  излишнего научно-методического бумаготворчества  (технологические карты, бортовые журналы и проч. документация), можно принести в школы больше пользы, нежели опять погружая её в  «эпоху перемен».

4 Учитель – человек, работающий по календарю. Есть набор обязательных событий, которые нельзя пропустить, т.к. они несут в себе и образовательный, и воспитательный эффект. Необходимо выделить список обязательных к выучиванию песен (по примеру списка обязательной к прочтению литературы). Именно обязательных.  Допустим, ежегодно 2 песни с полным знанием текста и мелодии  (разумеется, не у всех ребят есть вокальные данные, поэтому песня должна быть в приемлемом  диапазоне, без вокальных трудностей, на русском языке).

5 Учитель предметной области  «Искусство» в общеобразовательной школе должен взрастить  слушателя и зрителя. Умеющего  слЫшать, созерцать, сопереживать; имеющего терпение дослушать, досмотреть; понимающего необходимость  посещать театры и филармонии. Достойный результат, когда на большой опере будет полный зал культурных слушателей, когда на классическом спектакле будет полный зал культурных зрителей. Именно на этот  результат  надо работать учителю предмета  «Искусство» (рисовать ребят учат в художественных школах, играть – в музыкальных, танцевать – в хореографических и т.д.). Совсем недавно Кончаловский сетовал, что опера теряет зрителя, что теперь без  «цирка»  в этом классическом виде искусства, увы, не обойтись, что зрителя надо «заманивать  чем-то этаким…».

6  Учитель предметной области  «Искусство» в общеобразовательной школе должен тесно сотрудничать с учреждениями культуры. На примере ГОУ  «КРЛ при СГУ» – это: Музей истории просвещения Коми края, юношеская библиотека РК, Театр оперы и балета, Театр драмы, Театр национальный музыкально-драматический, Филармония.

7 Предложения по ЕГЭ поддерживаю. Олимпиады тоже. Дистант  возможен  только в экстренных ситуациях (как сейчас, например, карантин).

 
Добрый день. В проекте Концепции обозначены действительно актуальные проблемы в преподавании предметной области "Искусство" , а так же  пути их решения. Проект очень нужный и своевременный.  Поддерживаю олимпиады и фестивали по искусству, ЕГЭ и введение системы профессиональных стандартов учителей предметной области «Искусство», способствующих адекватной оценке труда педагогов при аттестации.
 
В структуре муниципальной методической службы  г. Воркуты в сентябре 2016 года было создано сетевое методическое объединение. В рамках деятельности сетевого методического объединения было организовано изучение и обсуждение  Проектов  научно-обоснованных  концепций модернизации содержания и технологий преподавания  учебных предметов, предметных  областей  (включая и предметную область «Искусство»). Актуализация изменений в содержании и технологии преподавания предметной области "Искусство" обсуждалась на предметной секции на городских Педагогических чтениях "Обновление содержания и технологий образования: опыт, проблемы, перспективы"  в апреле 2017 года. Участники Педагогических чтений единогласно высказали мнение о необходимости и актуальности Концепции преподавания предметной области "Искусство" с целью обновления общего, дополнительного и профессионального образования. Педагоги считают, что в Концепции необходимо усилить духовно - нравственную  составляющую содержания преподавания предметной области "Искусство".  
Изменено: Светлана Купряшина - 11.05.2017 15:12:18
 

Погорелова Т.А. Учитель изобразительного искусства  МОУ «Гимназия №6» г. Воркуты.

На «Педагогических чтениях» учителями изобразительного искусства и музыки обсуждался проект концепции  предметной области «Искусство».

К сожалению  при количестве уроков по  «изобразительному искусству» и «Музыке» - 1 час в неделю выйти на итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ очень сложно . Преподавание этих предметов заканчивается в 7 классе , дальше идет деление или «Изобразительное искусство» или «Музыка». Для качественной подготовки необходимо специальное оборудование в кабинетах.  В содержании учебных программ хотелось бы, чтобы было выдержано равновесие знаний и творческой деятельности, чтобы программы были не перегружены.

 
Комментарии к проекту концепции предметной области «Искусство» в Российской Федерации
тезисы обсуждения на круглом столе
Чичкарева Наталия Александровна,
преподаватель методики обучения
музыки в общеобразовательной школе,
Сыктывкарского гуманитарного
педагогического колледжа
имени  И.А. Куратова, г Сыктывкар

1.      «Согласно с обозначенным значением музыки в становлении ребенка человека духовной жизни общества, через связь с другими видами искусства и знакомство с музыкой разных народов для формирования гражданской идентичности».

На наш взгляд, обоснование современного развития области «Искусства» должно включать не только описание новизны, но и определение тех концептуальных основ (в виде имеющегося передового научного художественного опыта, музыкально-педагогических идей, с ссылкой на конкретных авторов), которые легли в основу проекта концепции. Отсутствие данного важного аспекта лишает документ научности и не способствует созданию понимания у учителей музыки и изобразительного искусства общего образа развития области «Искусства» и представления ориентиров в преподавании.

2. Проблемы ы проекте Концепции сформулированы размыто, нечетко и не являются актуальными

Какие формы и методы предполагают творческую деятельность?  Как реализовать содержание творческой деятельности учащихся на уроках «Искусство»?

«Перегруженность информацией программ» – формулировка неточная и неясная. Что имеется ввиду? Что имеет ввиду авторы, говоря «об ограничении произведений искусства за счет увеличения времени для творческой деятельности».

Сегодня надо говорить о неопределенности в тематическом построении многих программ, о том, как разворачиваются содержание предметов искусства перед детьми. Многие темы программ выдернуты из контекста вообще предмета музыки и изо.

Сейчас ведутся ложные поиски наполнения содержанием предметов «Искусства», тогда как в преподавании, например, предмета «Музыка» на данный момент уже создана замечательная и уникальная во всех отношениях концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция полностью отражает познание музыки детьми, как предмета искусства.

В концепции Дмитрия Борисовича Кабалевского учитывается не только постепенное, последовательное изучение природы музыкальных явлений во взаимосвязи с жизнью, но психологический аспект взросления учащегося. Можно согласиться с тем, что данная концепция создана достаточно давно, но её содержание не утратило актуальности, потому как связана с познанием природы музыки. Здесь важно сохранить концептуальные основы, наполнив преподавание современными технологиями, подходами.

3.      «Использование ИКТ на уроках Искусства». На сегодня урок музыки перенасыщен информационно-коммуникативными технологиями. Современный ФГОС предусматривает использование учителем ИКТ, тем более что учащийся – это ребенок, подросток, хорошо владеющий новыми информационными технологиями. Привлечь его внимание к музыкальному искусству, зачастую учитель музыки стремиться через использование ИКТ на каждом уроке (презентации и т.д.). Тем самым учитель уводит учащегося:

-от живого общения с музыкой посредством восприятия живой исполнительской игры учителя музыки,

-от развития  способности обсуждать и искать ответы на вечные проблемы, которые раскрывает нам искусство, заменяя поиском поверхностной недостоверной информации в интернет ресурсах. Необходимо помнить, что на уроке музыки  надо не удивлять новыми технологиями и искать эффекты в подаче музыкального материала, а удивлять особым раскрытием её содержания, живым общением с музыкой, собственным взглядом учителя на искусство.

4. Сегодня, действительно, не в полной мере используется потенциал взаимодействия между учреждениями культуры (музеями, театрами и др.) и образовательными организациями, которое при более активной реализации может значительно обогатить возможности предметной области «Искусство».

Пути решения:

1. Увеличение количества часов на предметы области «Искусства» на практике рассматриваются  только в частном порядке: на уровне отдельного учебного заведения или с учетом направления работы общеобразовательной организации, возможного участия в экспериментальной площадке модернизации общего образования и т.д. Поэтому выводить данное предложение на уровень проекта концепции бессмысленно.

2. Не ясно, что подразумевается «под музыкально-творческой деятельностью и художественной деятельностью» авторами концепции.

«Проблемы мотивационного характера» также сформулированы не ясно и требуют расшифровки и комментария. Что значит несоответствие между эталонами искусства, которым школьники хотят соответствовать, и недостатку умений и навыков учащихся?

Предложения по  повышению качества образования и мотивации школьников к общению с искусством содержат также моменты, которые требуют доработки:

• «Широкое использование новейших многовариативных и интегрированных методик и педагогических технологий». Отсутствует ссылка на авторов многовариативных и интегрированных методик и педагогических технологий.

Для введения уточнений в проект концепции мы предлагаем следующие предложения:

1.     Необходимо увеличение учебного времени на самостоятельную творческую работу школьников уже на уровне Основной общеобразовательной программы школы, а также расширение часов на освоение умений художественной практики, знакомства с основами современного искусства.

2.     Объединение профессиональных кадров и образовательных возможностей образовательных организаций, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры для формирования единой эстетической среды, эстетического воспитания и поддержки художественно-эстетической деятельности.  

3.     Предложение по погружению в творческую мастерскую (организацию творческой мастерской) и формирование таких материально-технических условий для художественных мастерских (общих или по видам искусства), музыкальных классов, которые должны отвечать современным требованиям обучения по ФГОС.

4.     Необходимо, чтобы учителя имели возможность повышать качество обучения через организацию учебно-воспитательной среды, грамотно комплектовать фонды и использовать профессиональное оборудование. Для этого необходима организация краткосрочных обучающих семинаров (вебинаров) и тематических курсов повышения квалификации.

5.     В проекте концепции сделан акцент на то, что преподавание уроков предметной области «Искусство» с 1 по 11 класс должен осуществлять специалист – педагог искусства. В связи с чем, необходимо сохранять специфические направления профессиональной подготовки молодых педагогических кадров на уровне высшего педагогического образования или открывать педагогические отделения в институтах искусства и культуры.

6.     Для повышении кадрового уровня учителей области «Искусства» необходима слаженная, профориентационная работа со «Школами искусств», с «Детскими музыкальными школами», с «Художественными школами», которые должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускники поступали и продолжали свое обучение в профессиональной художественной сфере.

7.     Введение Государственную итоговую аттестацию (ГИА) по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) для данной предметной области неприемлемо, так как вызовет огромные затруднения и споры при составлении экзаменационных тестов. Тесты должны содержать не только проверку знаний, но и обязательную проверку художественно-творческих, музыкально-творческих способностей выпускников общеобразовательных школ. Выделить объективные критерии оценки такой формы контроля очень сложно.

8.     Другой вопрос, если в школах будет проводиться такой экзамен, то кто сможет его проверять и оценивать. Экзамен (ЕГЭ и ОГЕ) по искусству может выбрать любой выпускник, не только городской, столичной школы, но сельской школы и где району искать соответствующего специалиста, который адекватно проведет процедуру оценивания.

9.     Важным моментом являются сроки изучения предметов «музыка» и «изобразительное искусство». Необходимо сохранить сроки по обучению вышеназванных предметов с 1-8 классы. Сохранение длительности обучения позволит содержанию предметов  иметь законченный характер и сохранять культурную целостность и логичность. Начиная с 9 класса вводить курсы «Искусство»  или «Мировую художественную культуру» на выбор учителя.

10.                       Хорошее содержание курса «Российская художественная культура» или «Отечественная художественная культура». Но здесь есть проблема готовности сегодняшнего учителя к преподаванию данного предмета, имеющего широкий мировоззренческий потенциал знаний. А значит, снова возникают вопросы современной подготовки (обучения и повышения квалификации) учителя к преподаванию данных дисциплин.

11.                       Организация Олимпиад и конкурсов предметной области «Искусство» -  замечательная идея, которая требуют своей реализации на практике, и будет поддержана учителями. Участие обучающихся в уровневой системе федеральных олимпиад и конкурсов будет способствовать повышению статуса предмета области «Искусства», статуса учителя музыки и изобразительного искусства, формированию мотивации учащихся к проявлению себя в творческой художественной области.

Предметная область «Искусство» в общеобразовательной школе – это не только обучение азам творческой деятельности, а в первую очередь область формирования  и воспитания личности современного россиянина, развитие эмоциональности и  эмпатии, развитие творческого начала, поэтому так важно сегодня качественное преподавание предметной области «Искусство» в современной школе.

Страницы: 1