Форум

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
На странице открытых обсуждений можно обмениваться мнениями по актуальным вопросам развития образования.
В обсуждении может принять участие любой пользователь, зарегистрированный на портале. 
Закрытый форум предназначен только для участников Экспертного совета и доступен после регистрации на портале и подтверждения доступа к закрытому форуму.   

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Проблема качества образования по ОБЖ
 

Проблема качества образования по ОБЖ

Изменено: Ирина Новикова - 06.09.2017 12:56:46
Аналитическая записка к рабочей программе факультативного курса "География Архангельской области"
 
Уважаемая Марина Александровна, благодарим за предоставленный педагогический опыт. Хотелось бы ознакомиться с конкретным региональным содержанием программы. Через представленное содержание и предметные результаты обучения не понятно, что в итоге дети будут знать о географии Архангельской области. Не прослеживается возможность включения учащихся в игровую и театрализованную, экскурсионную деятельность. Структура программы не соответствует структуре документов подобного вида.
Желаем вам творческих успехов в разработке методических продуктов.
Эксперт И.Д. Новикова
Этнокультурная направленность дидактических материалов по географии в 5 классе
 
Уважаемая Наталья Николаевна. Вами подобранный интересный и познавательный материал, позволяющий сформировать у детей знания и умения географического содержания на примере промысловой и бытовой деятельности коми народа.
Успехов вам в дальнейшей разработке этнокультурного содержания к урокам по географии. Поставьте перед собой цель - разаработать методические рекомендации.
Эксперт И.Д. Нвикова
Образовательный проект "Научное общество учащихся"
 
Уважаемые коллеги. Создание научного общества в образовательной организации - идея своевременная и актуальная. Но НОУ подразумевает создание особой структуры с элементами ученического самоуправления. Президент общества. Научные лаборатории по направлениям наук с научными руководителями во главе. Атрибутика. Печатный орган.
Успехов вам в дальнейшей работе.
Эксперт И.Д. Новикова
Анализ результатов ОГЭ по учебному предмету "География" (2015-2016 уч.г.), В статье дана характеристика заданий (и групп заданий) текста итогового экзамена по учебному предмету "География" за основную школу. Представлены аналитические материалы количественного и качественного выполнения работ по Республике и по муниципальным обр
 
Анализ результатов ОГЭ по учебному предмету «География» (2015-2016 уч.г.)
Н.В.Колегова, В.В.Селявко, Л.В. Нестерова, И.Д. Новикова

В 2016 г. выпускники основной школы впервые сдавали два государственных экзамена по выбору. Учебный предмет «География» в 2016 г. стал наиболее массовым, его выбрали 2334 выпускника.  Наблюдается положительная динамика количества участников ОГЭ по учебному предмету «География» (таблица 1). По сравнению с 2014-2015 уч.г. число участников экзамена выросло в 27,5 раз с 1,07% до 28,94% от общего числа выпускников.
Юноши продемонстрировали более высокий интерес к учебному предмету «География», чем девушки. Юношей, сдававших экзамен в 2016 году, на 18,94% больше, чем девушек.
По типам образовательных организаций участники распределились следующим образом (таблица 2):
·        средняя общеобразовательная школа - 1646 человек;
·        средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов - 337 человек;
·        гимназия – 104 человека;
·        лицей – 35 человек;
·        гимназия-интернат – 19 человек;
·        основная общеобразовательная школа - 178 человек;
·        детский дом-школа - 2 человека;
·        вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 3 человека;
·         основная общеобразовательная школа-интернат - 4 человека.
Из АТЕ Республики Коми по количеству участников, сдававших ОГЭ по географии в 2016 году,  выделяются МО ГО «Сыктывкар» (22,32%), МО ГО «Ухта» (9,64%), МО ГО «Воркута» (8,35%), МО ГО «Усинск» (8,01%).
Меньше участников из МО  МР «Сысольский» (1,29%), МО МР «Сыктывдинский» (1,93%), МО МР «Удорский (2,1%).
Таблица 1
Динамика количества участников ОГЭ по учебному предмету «География»
 
Учебный год
 
Количество участников
 
всего
 
% от   общего количества выпускников
 
2014 - 2015
 
85
 
1,07
 
2015 -2016
 
2334
 
28,94

Характеристика контрольно-измерительных материалов по учебному предмету «География»
           Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебному предмету «География» и включает задания, проверяющие уровень знаний содержания следующих разделов курса географии за основную школу:
·        источники географической информации;
·        природа Земли и человек;
·        материки, океаны, народы и страны;
·        природопользование и геоэкология;
·        география России (особенности географического положения России, природа России, население России, хозяйство России,  природно-хозяйственное районирование России,  Россия в современном мире).
Контрольно-измерительными материалами предусматривалась проверка:
·        географической номенклатуры;
·        размещения географических объектов и их особенностей;
·        следствий движения Земли;
·        антропогенных факторов;
·        геоэкологических проблем;
·        особенностей природы России и Земли;  
·        географического положения, населения и хозяйства России.
Задания предусматривали не только проверку знаний, составляющих основу географической грамотности обучающихся, но и способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.
В контрольно-измерительных материалах ОГЭ большое внимание уделено достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений: умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации - карт атласов, статистических материалов, диаграмм, текстов средств массовой информации.
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.
Распределение заданий в экзаменационной работе по уровню сложности:
·        17 - заданий базового уровня сложности;
·        10 - заданий повышенного уровня сложности;
·        3 - задания высокого уровня сложности.
Задания различались записью ответа:
- 17 заданий - с выбором одного ответа;
- 3 задания - с ответом в виде слова или словосочетания;
- 7 заданий - с ответом в виде числа или последовательности цифр;
- 3 задания - с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
        Классификация заданий по видам проверяемых умений и способам действий:
·        13 заданий - на проверку требования «Знать/понимать»;
·        14 заданий -  на проверку требования «Уметь»;
·        3 задания - на проверку требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».  
В качестве примера приведены содержательные особенности варианта №3353 (таблица 2):
- источники географической информации - 5 заданий (14, 18,19, 20, 21);
- природа Земли и человек - 6 заданий (10, 11, 26, 27, 28, 29);
- материки, океаны, народы и страны - 2 задания (1, 25);
- природопользование и геоэкология - 2 задания (4, 12);
- география России - 14 заданий, в том числе:
·        2, 24, 30 - особенности географического положения России;
·        3,4,5 - природа России; 7,8,9,13,16,17 - население России;
·        22 - природно-хозяйственное районирование России;
·        23 - хозяйство России.  
Таблица 2
Содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по учебному предмету «География»
 
Обозначение задания в работе
 
Проверяемые элементы содержания
 
Проверяемые умения
 
Уровень сложности задания
 
Средний процент выполнения по региону
 
1
  Материки и страны. Основные черты природы Африки,   Австралии,   Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.     Знать и понимать   географические   особенности   природы   материков и океанов,   народов   Земли; различия в   хозяйственном   освоении   разных   территорий и   акваторий;   результаты   выдающихся   географических   открытий и   путешествий    
Базовый
 
58,48
 
2
  Особенности   географического положения России     Знать специфику   географического   положения   России    
Базовый
 
61,70
 
3
  Природа   России. Внутренние   воды и водные ресурсы, особенности их размещения   на   территории страны     Знать и понимать особенности   природы   России    
Базовый
 
54,88
 
4
  Влияние   хозяйственной деятельности людей на природу. Стихийные явления в литосфере,   гидросфере, атмосфере.     Знать и понимать природные и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем;   меры по   сохранению природы   и защите   людей от стихийных   природных   и техногенных   явлений    
Базовый
 
58,18
 
5
  Природа   России     Знать и понимать особенности   основных   отраслей хозяйства   России,   природно-хозяйствен-   ных зон и   районов    
Базовый
 
58,57
 
6
  Природа   России. Особенности   геологического строения и распространения   крупных   форм рельефа     Уметь приводить примеры   природных   ресурсов, их   использования   и охраны,   формирования   культурно-   бытовых   особенностей народов   под   влиянием среды их   обитания;   уметь   находить в разных   источниках   информацию,   необходимую   для изучения   экологических   проблем    
Базовый
 
46,06
 
7
  Население   России. Размещение   населения. Основная полоса расселения     Знать и понимать особенности   населения   России    
Базовый
 
70,78
 
8
  Население   России. Численность,   естественное движение населения     Уметь находить информацию,   необходимую   для изучения   разных   территорий Земли, их   обеспеченности   природными и   человеческими   ресурсами    
Базовый
 
70,31
 
9
  Население   России. Численность,   естественное движение населения     Уметь анализировать в разных   источниках   информацию,   необходимую   для изучения   разных   территорий Земли, их   обеспеченности   природными и   человеческими   ресурсами    
Повышенный
 
56,86
 
10
  Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение   тепла и   влаги на   Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.     Понимать географические   явления и   процессы в   геосферах    
Базовый
 
63,92
 
11
  Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение   тепла и   влаги на   Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.     Уметь анализировать   информацию,   необходимую   для   изучения разных   территорий   Земли    
Базовый
 
69,62
 
12
  Основные   типы природопользования     Знать и понимать природные и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем    
Базовый
 
58,10
 
13
  Население   России. Направления   и типы миграции     Уметь выделять (узнавать)   существенные   признаки   географических   объектов и   явлений    
Базовый
 
65,98
 
14
  Географические модели: глобус, географическая карта, план   местности,   их основные параметры и элементы (масштаб,   условные   знаки, способы картографического изображения,   градусная   сеть)     Уметь определять на карте   географические   координаты    
Повышенный
 
44,09
 
15
  Влияние   хозяйственной деятельности людей на природу     Уметь объяснять существенные   признаки   географических   объектов и   явлений.   Знать и   понимать природные и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем    
Высокий
 
20,14
 
16
  Население   России. Половой   и возрастной состав населения     Знать и понимать основные   термины и   понятия; уметь   использовать   приобретенные   знания и   умения в   практической   деятельности и   повседневной   жизни для   решения   практических задач    
Базовый
 
34,28
 
17
  Население   России. Городское   и сельское население. Крупнейшие города     Уметь использовать   приобретенные   знания и   умения в   практической   деятельности   и повседневной   жизни для   чтения карт   различного   содержания    
Повышенный
 
54,11
 
18
  Географические модели: глобус, географическая карта, план   местности,   их основные параметры и элементы (масштаб,   условные   знаки, способы картографического изображения,   градусная   сеть)     Уметь определять на карте   расстояния    
Базовый
 
49,83
 
19
  Географические модели: глобус, географическая карта, план   местности,   их основные параметры и элементы (масштаб,   условные   знаки, способы картографического изображения,   градусная   сеть)     Уметь определять на карте   направления    
Базовый
 
65,51
 
20
  Географические модели: глобус, географическая карта, план   местности,   их основные параметры и элементы (масштаб,   условные   знаки, способы картографического изображения,   градусная   сеть)     Уметь использовать   приобретенные   знания и   умения в   практической   деятельности   и повседневной   жизни для   решения   практических   задач по   определению   качества   окружающей   среды своей   местности,   ее использованию    
Повышенный
 
26,39
 
21
  Географические модели: глобус, географическая карта, план   местности,   их основные параметры и элементы (масштаб,   условные   знаки, способы картографического изображения,   градусная   сеть)     Уметь использовать   приобретенные   знания и   умения в   практической   деятельности   и повседневной   жизни для   чтения карт   различного   содержания    
Высокий
 
54,84
 
22
  Природно-хозяйственное районирование России.   Географические   особенности отдельных районов и регионов:   Север и   Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг   Европейской   части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.   Географическое   положение регионов, их природный,   человеческий   и хозяйственный потенциал     Уметь находить в разных   источниках   информацию,   необходимую   для изучения   географических   объектов и   явлений    
Базовый
 
61,14
 
23
  Хозяйство   России.       Знать и понимать особенности   основных   отраслей хозяйства,   природно-хозяйственных   зон и   районов    
Высокий
 
14,22
 
24
  Особенности   географического положения России     Уметь использовать   приобретенные   знания и   умения в   практической   деятельности   и повседневной   жизни для   определения   поясного   времени    
Повышенный
 
57,46
 
25
  Материки и страны. Основные черты природы Африки,   Австралии,   Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.   Население   материков. Природные ресурсы и их использование.   Изменение   природы под влиянием хозяйственной деятельности   человека.   Многообразие стран, их основные типы     Знать и понимать особенности   природы,   населения, основных   отраслей   хозяйства, природно-   хозяйственных   зон и районов   России;   связь между геогра-   фическим   положением,   природными   условиями,   ресурсами   и хозяйством   отдельных   стран    
Повышенный
 
43,27
 
26
  Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие.   Земная   поверхность:   формы рельефа суши, дна Мирового океана;   Полезные   ископаемые, зависимость их размещения от строения   земной   коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и   оценка     Знать и понимать   географические   явления и   процессы в   геосферах    
Базовый
 
62,47
 
27
  Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение   тепла и   влаги на   Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.     Уметь анализировать   информацию,   необходимую   для   изучения разных   территорий   Земли    
Повышенный
 
29,78
 
28
  Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение   тепла и   влаги на   Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.     Уметь выявлять на основе   представленных   в разной   форме   результатов измерений   эмпирические   зависимости    
Повышенный
 
49,01
 
29
  Земля   как планета. Форма, размеры, движение Земли     Понимать географические   следствия   движений Земли    
Повышенный
 
44,60
 
30
  Особенности   географического положения России.       Уметь выделять (узнавать)   существенные   признаки   географических   объектов и   явлений    
Повышенный
 
27,29

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ)
Результаты ОГЭ по учебному предмету «География» анализировались по следующим основным умениям и видам деятельности:  «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
При анализе ответов были использованы:
·        спецификация КИМ по учебному предмету «География»;
·        задания варианта №3353;
·        данные выполнения заданий (в% процентах) по Республике Коми.
                                                                                                    Наиболее высокий уровень усвоения  знаний продемонстрирован по теме «Население России». Так, 71% экзаменуемых имеют пространственное представление о размещении населения, о средней плотности населения субъектов РФ.
Достаточно высокий результат (около 62%) показали  выпускники  по теме «Географическое положение России» (знают размещение крайних географических точек и стран, граничащих с РФ).
50% выпускников выполнили задания по теме «Природа России». Учащиеся лучше знают особенности природы отдельных регионов (например, Кольского полуострова - 58,57%), но хуже - особенности режима рек России в зависимости от климата (54,88%).
Выпускники продемонстрировали понимание сущности процессов, происходящих в литосфере (более 60% экзаменуемых понимают закономерности залегания горных пород) и в атмосфере (знают, как на синоптических картах обозначаются области высокого и низкого атмосферного давления).
Качество знаний об особенностях хозяйства России в ОГЭ  контролировалось заданиями высокого уровня сложности (с развернутым ответом). Анализ результатов выполнения заданий позволяет сделать вывод о том, что у большей части экзаменуемых (86%) не сформировано умение использовать карты атласа как источника информации для объяснения размещения предприятий на примере конкретного региона.
Более половины учащихся продемонстрировали знания о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем (загрязнения гидросферы, атмосферы и проч.), географическом распространении стихийных природных явлений, опасных для жизни и деятельности человека. В заданиях с развернутым ответом на основе предложенного текста только 20% экзаменуемых смогли объяснить экологические проблемы и их последствия для развития отраслей хозяйства.
Рассмотрим результаты ОГЭ 2016 г. по группе требований «Уметь».
Умение читать  графики воспроизводства населения одного из субъектов РФ продемонстрировали более 70% выпускников, 57% выпускников смогли вычислить показатели естественного  прироста с использованием данных графика.
Умение работать со статистическим материалом таблиц сформировано у 49% учащихся:  эти учащиеся сумели установить зависимость между особенностями климата и географическим положением пункта.
Учащиеся показали умение анализировать информацию, представленную в различных источниках для определения понятий, характеризующих социальные процессы. Следует отметить, что правильно определили понятие (например,  «миграция») по предоставленным текстам 66% экзаменуемых.
Умение понимать географические явления и процессы в атмосфере и анализировать необходимую информацию проверялось с помощью синоптических карт. Определить по карте территорию, находящуюся под воздействием циклона или антициклона, смогли 64% выпускников, а сделать простейший прогноз погоды по карте – 70%. Эти умения можно считать сформированными.
Около 45% понимают закономерности географических следствий движения Земли, сумели определить наибольший угол падения солнечных лучей 21 марта по географической широте, представленной в таблице.
Умение объяснять особенности природы территории проверялось заданиями, охватывающими разное содержание: климат, рельеф, внутренние воды.
  Умение определять географические координаты сформировано у 44% экзаменуемых. У учащихся недостаточно сформировано умение выбирать необходимый вид географической карты для выполнения задания. Например, учащиеся вместо крупномасштабной выбирают мелкомасштабную карту, на которой параллели и меридианы проведены через большие расстояния (например, не карту материка, а карту мира, не карту региона, а карту России), что не позволяет с высокой степенью точности  определить географические координаты объекта.
 Умения определять расстояния и направления по топографической карте продемонстрировали 50% и 66% выпускников соответственно. Ошибки в измерении связаны с тем, что учащиеся не умеют округлять полученные числа (округляют до сотен метров, хотя в задании требовалось округлить до десятков метров), неверно измеряют расстояния линейкой или неверно пользуются масштабом.
Умение определять по климатограмме особенности климата и выбирать территорию, для которой эти особенности климата характерны, сформировано у 30% учащихся. Результат выполнения данного задания позволяет сделать вывод о том, что климатограмма является  сложным источником информации для значительной части экзаменуемых. Многие учащиеся, читая климатограмму, учитывают только годовой ход температуры воздуха и ее абсолютные значения, игнорируя среднегодовое количество атмосферных осадков и режим их выпадения. Учащиеся не умеют определять по графику годового хода температуры в северном или в южном полушарии находится географический объект.
  Умение определять регион России по краткому описанию сформировано только у 27% учащихся. Многие выпускники не могут использовать карты атласов как источник информации для определения нужного объекта.
Анализ заданий с развёрнутым ответом показал, что умение объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, а также знание и понимание антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем полностью сформировано примерно у 20% выпускников (задание №15). Так, при объяснении причин заболоченности территории учащиеся называют равнинность рельефа, но не называют избыточное увлажнение. Часто пишут о большом количестве осадков без учёта испарения влаги. Многие вместо «избыточное увлажнение» называют «большая влажность». При объяснении причин большей солнечной радиации учащиеся редко называют высоту падения солнечных лучей, а вместо облачности говорят о большой влажности (большом количестве осадков и т. п.). При объяснении причин большого количества вулканов и землетрясений на определённой территории выпускники называют движение литосферных плит («плиты двигаются», «плиты сдвигаются» и т. п.) и не называют положение территории на стыке литосферных плит.
Задания с развёрнутым ответом, проверяющие знание и понимание антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем, также вызвали у выпускников затруднения. Так, учащиеся не смогли назвать:
·        экологические последствия для реки строительства обогатительной фабрики медно-никелевых руд;
·        влияние  разлива нефти в Мексиканском заливе на хозяйственную деятельность человека;
·        отрасли хозяйства, которые могут пострадать от экологического загрязнения (рыболовство, рекреационное хозяйство).
Достижение требований «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» проверялось в ОГЭ заданиями №№17, 20, 21, 24.
Умение на основе чтения топографической карты решить конкретную проблему (выбрать участок, подходящий для указанной цели) полностью сформировано у 26,39% выпускников (задание №20). Для выполнения задания требовалось выбрать параметры сравнения участков и определить экспозицию склонов, проанализировать характер поверхности и рельеф участков территории.
Задание №21, в котором нужно было определить профиль, построенный по линии А-В, правильно выполнили 55% учащихся. Учащиеся достаточно хорошо определяют, используя физическую карту, общее направление изменения рельефа (понижение, повышение); речную долину, холм или впадину, склон по горизонталям.
Вместе с тем, многие учащиеся не понимают отличие экспозиции склона от географического положения участка на карте (называют участок, который имеет не южную экспозицию склона, а находится южнее на карте).
Обучающиеся путают  понятия «склон» и «возвышенность», «грунтовая дорога» и «шоссе». Из условных знаков не определяют «луг», а пишут «нет растительности», «ничего не растёт», «нет препятствий» и т.п.
В задании №23 проверялось знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Его выполнили 14,22% обучающихся. Большинство школьников не различают особенности природно-ресурсной базы от  особенностей ЭГП и особенностей хозяйства региона (промышленности или сельского хозяйства). Например, на вопрос «Какая особенность сельского хозяйства Центрального черноземного района способствует размещению на его территории крупных сахарных производств?» выпускники указывали агроклиматические условия региона (плодородные почвы, тёплый климат и т. п.) и не указывали, что в данном районе выращивают сахарную свёклу, которая является сырьём для сахарной промышленности (сырьевой фактор).
Общие итоги ОГЭ по учебному предмету «География»
Анализ результатов ОГЭ по учебному предмету «География» в 2016 году по сравнению с 2015 годом показал значительное снижение на 0,77 баллов значения среднего балла за экзамен с 3,91 до 3,14 баллов (таблица 3).
Таблица 3
Динамика результатов ОГЭ по учебному предмету «География»
      Показатель    
2014-2015 уч.год
 
2015-2016 уч.год
 
всего
 
в %
 
всего
 
в %
  Отметка   «неудовлетворительно»    
5
 
5,88
 
691
 
29,61
  Отметка   «удовлетворительно»    
22
 
25,88
 
850
 
36,42
  Отметка   «хорошо»    
34
 
40,00
 
567
 
24,29
  Отметка   «отлично»    
24
 
28,24
 
226
 
9,68
  Средний балл    
3,91
 
3,14
Рис. 1 Результаты ОГЭ по учебному предмету «География» (2015-2016 уч.г.)
Обучающие различных типов образовательных организаций  (таблица 4) продемонстрировали различный уровень качества знаний по учебному предмету «География». Так, например, количество отметок «неудовлетворительно» снижается с 37,07% в основных общеобразовательных школах до 5,71% в лицее и гимназии-интернате. Работы, выполненные на «удовлетворительно» примерно в одинаковом диапазоне, представлены в основных (34,83%%) и средних (36,39%) общеобразовательных школах, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов (37,99%).  Количество работ, выполненных на отметку «хорошо», примерно одинаково в основных (23,04%) и средних (24,36%) общеобразовательных школах, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов (23,15%), гимназиях (21,15%).
Наилучший результат выполнения экзаменационных заданий продемонстрировали обучающиеся: лицея – 34,28% отметок «хорошо», 48,57% отметок «отлично»; гимназии интерната – 42,11%  отметок «хорошо», 10,52% отметок «отлично».
Низкий уровень качества знаний (33,33%) и обученности (50,00%) по предмету продемонстрировали обучающиеся школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучающие из данной ОО получили 50,00% неудовлетворительных отметок.
Наблюдается увеличение (рис.1) на 23,73% количества учащихся, получивших неудовлетворительную отметку в 2016 году по сравнению с 2015 годом, с 5,88% до 29,61%. Также увеличилась на 10,53% доля девятиклассников, получивших отметку «удовлетворительно» с 25,88% до 36,4.

Таблица 4. Результаты ОГЭ по учебному предмету «География» по типам образовательных организаций (2015-2016 уч.г.)
              Показатель                                    
ООШ
 
СОШ
 
СОШ с УИОП
 
Гимназия
 
Лицей
 
Гимназия-интернат
 
Лицей-интернат
  Школа-интеранат для детей-сирот и детей, оставшихся   без попечения родителей    
Вечерняя (сменная) ОШ
 
ООШИ
 
Детский дом-школа
  Отметка   «2»    
66
(37,07%)
 
512 (31,11%)
 
94 (27,89%)
 
10 (9,62%)
 
2 (5,71%)
 
1 (5,26%)
 
0
 
3 (50,00%)
 
1 (33,33%)
 
0
 
2
  Отметка   «3»    
62
(34,83%)
 
599 (36,39%)
 
128 (37,99%)
 
45 (43,27%)
 
4 (11,43%)
 
8 (42,11%)
 
0
 
1 (16,67%)
 
2 (66,67%)
 
1 (25,00%)
 
0
  Отметка   «4»    
41
(23,04%)
 
401
(24,36%)
 
78 (23,15%)
 
22 (21,15%)
 
12 (34,28%)
 
8 (42,11%)
 
0
 
2 (33,33%)
 
0
 
3 (75,00%)
 
0
  Отметка   «5»    
9 (5,06%)
 
134 (8,14%)
 
37 (10,97%)
 
27 (25,96%)
 
17 (48,57%)
 
2 (10,52%)
 
0
 
0
 
0
 
0
 
0
  Качество   обучения по предмету    
28,02%
 
32,5%
 
34,12%
 
47,12%
 
82,86%
 
52,63%
 
0
 
33,33%
 
0
 
75%
 
0
  Уровень   обученности по предмету    
62,92%
 
68,89%
 
72,11%
 
90,38%
 
94,29%
 
94,74%
 
0
 
50%
 
66,67%
 
100%
 
0
Наряду с ростом неудовлетворительных и удовлетворительных отметок, отмечается уменьшение:
·        на 15,71% доли обучающихся, получивших отметку «хорошо» с 40% до 24,29%;
·         на 18,56% получивших отметку «отлично» с 28,24% до 9,68%.
Качество обучения снизилось на 34,26%,  уровень обученности - на 23,73% (таблица 5, рис.2).
Таблица 5
Результаты обучения по учебному предмету «География»
 
Показатель
 
2014-2015 уч.г.
 
2015 – 2016 уч.г.
  Качество обучения по предмету («4» + «5»)    
68,24
 
33,98
  Уровень   обученности по предмету («4» + «5» + «3»)    
94,12
 
70,39
Анализ результатов ОГЭ по учебному предмету «География» по МО МР Республики Коми

Менее 20% учащихся получили отметку «неудовлетворительно» в УО администрации МО МР: "Ижемский" (10,53%), ГОУ Министерство образования и молодежной политики РК (18,18%).
Качество и уровень обученности обучения по предмету (рис. 2) более 40% в УО администрации МО МР: "Ижемский" (57,89%), ГОУ Министерства образования и молодежной политики РК (51,52%), "Корткеросский" (44,23%), "Усть-Вымский" (41,51%).
Низкое качество обучения в УО администрации МО МР: "Княжпогостский", "Сыктывдинский" (17,78%), "Вуктыл" (22,22%), "Троицко-Печорский" (22,39%).
Анализ зафиксированных отметок за выполненные экзаменационные задания по муниципальным образованиям представлен на рис. 3-5.
Более 40% участников экзамена получили отметку «неудовлетворительно» (рис. 3) в УО администрации МО МР: "Княжпогостский" (49,18%), "Вуктыл" (46,3%), "Троицко-Печорский" (43,7%).
Меньше 20% отметок «удовлетворительно» получили обучающиеся образовательных организаций, учредителем которых является Министерство образования и молодежной политики Республики Коми (рис. 4).
Наибольший показатель отметок «хорошо» представлен выпускниками образовательных организаций МО МР «Ижемский» и ГОУ МОиМП РК (рис. 5).
Количество экзаменационных работ (рис. 6), выполненных на отметку «отлично», преобладает в МО МР «Ижемский» (18%), «Инта» (15%), «Печора» (15%), «Ухта» (13%), «Троицко-Печорский» (12%), ГОУ МОиМП РК (12%).
Корреляция между высокими и низкими результатами ОГЭ по учебному предмету «География» и месторасположением образовательной организациями (город – село) не установлена.
Снижение качества результатов ОГЭ по учебному предмету «География» можно объяснить следующими причинами.
Во-первых, отсутствием у учителей системы подготовки к экзамену по географии за основную школу в условиях массового выбора его учащимися.
Во-вторых, недостаточной осведомленностью учителей о характере практико-ориентированных заданий, составляющих основу контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
В-третьих, возможным упрощением содержания контрольных проверочных работ для промежуточного контроля без учета требований ФкГОС к знаниям и умениям обучающихся за 6-9 классы.
В-четвертых, низким уровнем воспитательной работы по формированию ответственного отношения к выбору экзамена для прохождения итоговой аттестации за основную школу со стороны классного руководителя и учителя географии.
Рис. 3 Количество выпускников, получивших отметку «неудовлетворительно»
Рис. 2 Результаты ОГЭ по учебному предмету «География» (2015-2016 уч.г.)

Рис. 4 Количество выпускников, получивших отметку «удовлетворительно»
Рис. 5 Количество выпускников, получивших отметку «хорошо»
Рис. 6 Количество выпускников, получивших отметку «отлично»
Выводы
В целом можно считать достаточным уровень сформированности:
- знаний по следующим элементам содержания: географическое положение, природа, население России, природа Земли;
- умений находить необходимую информацию по графику воспроизводства населения, по синоптической карте, распознавать по описанию географическое понятие, определять по топографической карте направления на объект, определять по карте субъекты, входящие в экономический район.
Можно считать недостаточно сформированными:
- знания особенностей основных отраслей хозяйства России и факторов размещения,  особенности природы стран и регионов мира;
- умение определять по карте географические координаты объектов, определять по краткому описанию субъект РФ, оценивать особенности территории на топографической карте для использования в хозяйственной деятельности, читать и анализировать данные климатограммы объекта и находить его на климатической карте;
- умение использовать географические карты разного масштаба и содержания для извлечения информации, необходимой для выполнения задания;
- умение определять географические координаты, абсолютную высоту точек по топографической карте, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали.  
Наиболее высокий результат (качественная успеваемость, уровень обученности) продемонстрировали обучающиеся МО МР «Ижемский».
В целом подготовку выпускников IX классов по учебному предмету «География», прошедших итоговую аттестацию, можно считать удовлетворительной.
Рекомендации по подготовке к ОГЭ по учебному предмету «География» связаны с выявленными затруднениями и типичными ошибками.

Направления работы
по повышению качества подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по учебному предмету «География»
При подготовке учащихся к ОГЭ по учебному предмету «География» учителю рекомендуется:
1)    организовывать систематическую работу по формированию навыков понимания, чтения и знания различных видов географических карт;
2)    в системе использовать карты разных картографических проекций, разных масштабов;
3)    формировать у обучающихся умение понимать различные способы предоставления географической информации (климатограммы, таблицы, графики, профили); определять тенденции изменения количественных характеристик по графику, таблице, географической карте;
4)    развивать умение применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений;
5)    формировать и развивать метапредметные умения: работа с текстом, преобразование и интерпретация информации текста;
6)    совершенствовать методику изучения сложных (по результатам ОГЭ в РК) разделов содержания учебного предмета «География»: биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, связь жизни населения с окружающей средой, хозяйство России;
7)    организовать повторение учебного содержания по географии за основную школу.
Среди обучающихся необходимо проводить воспитательную работу по формированию осознанного отношения к выбору экзамена для прохождения итоговой аттестации за основную школу.
Обобщить опыт работы учителей географии МО МР «Ижемский» по эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по учебному предмету «География» за основную школу.
При подготовке выпускников к аттестации методическую помощь учителю и учащимся окажут:
- материалы сайтов ФИПИ (www.fipi);
- ресурсы Интернет для подготовки выпускников к экзамену (материалы ОГЭ, ЕГЭ по географии за прошлые годы);
- документы, регламентирующие разработку КИМ для ГИА по географии  (кодификаторы элементов содержания, спецификации и демонстрационные варианты экзаменационных работ);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2011-2016 г.г.;
-   перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену по учебному предмету «География».



 
Страницы: 1