Итоги Национального иследования качества образования по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" (апрель 2017 г.)

Итоги Национального иследования качества образования по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" (апрель 2017 г.)

06.09.2017

Итоги Национального исследования качества образования (НИКО)

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Республике Коми

Национальные исследования качества образования - это общероссийская программа по оценке качества среднего общего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 5 августа 2013 г. № 662, приказом Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2015 г.

Исследования проводятся в целях реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях.

Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования, глава проектов НИКО - Сергей Станченко.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с Акционерным обществом «Издательство «Просвещение» 13 апреля 2017 г. в общеобразовательных организациях проводилось Национальное исследование качества образования (НИКО) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6, 8, 9 классах.

Назначение КИМ для проведения диагностической работы по основам безопасности жизнедеятельности – оценить достижение реализуемых при изучении спектра учебных предметов ("Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Биология", "Физическая культура" и др.).

Содержание КИМ разрабатывалось на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности(одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от08.04.2015 №1/15). Тексты заданий в КИМ в целом соответствовали формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Работы шестиклассников, в большинстве своем не изучавших ОБЖ, в баллах не оценивались. Исследователи устанавливали, имеют ли дети общее понимание правил поведения в определенных ситуациях: «Тебе предстоит перейти небольшую улицу по переходу со светофором. Горит красный свет. Но машин нет. Как ты поступишь?», «Гуляя в холодную погоду, ты сильно замерз. Твои действия?», «Как поступить девушке, которую подруга в соцсетях, с которой та никогда не встречалась лично, пригласила в гости?».

Задания для восьми- и девятиклассников были повышенного и высокого уровня сложности. Одно задание (8 кл.) требовало установления соответствия между элементами двух множеств и предполагало краткий ответ в виде последовательности цифр.

Задания были построены на основе визуального представления практической жизненной ситуации, на основе условно-графического представления инструкции по безопасному поведению в экстремальной ситуации, на основе текстовых фрагментов, содержащих социальную, проблемную жизненную информацию. Задания в совокупности охватывали различные аспекты безопасного поведения человека на природе, в доме/квартире, в современной информационной среде, а также в экстремальных ситуациях различного характера.

Например: объяснить по рисунку, что грозит подросткам, собравшимся на льду возле полыньи, почему опасно идти по краю тротуара в непосредственной близости от проезжей части. Или дать развернутый ответ на вопрос: «Ваш друг рассказал, что познакомился в соцсетях с людьми, активно обсуждающими способы добровольного ухода из жизни. От какой опасности вы бы предостерегли своего друга?».

Задания с выбором одного или нескольких ответов не входили в проверочную работу.

Результаты НИКО по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Республике Коми были представлены начальником Управления по надзору и контролю в сфере образования Е.В. Поповой на Республиканском педагогическом совещании 25 августа 2017 г. (http://minobr.rkomi.ru/content/15497/03%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%95.%D0%92..pdf). Обобщенные результаты выполнения контрольных заданий представлены в таблицах 1,2, на рис.1.

Отметку «2» получили 19,68% восьмиклассников и 13,95% девятиклассников. Максимальное количество баллов (21-23) не набрал ни один обучающийся 9 класса. Отметка «5» была выставлена 1,06% восьмиклассников, набравших 18 баллов из 20 возможных. Количество удовлетворительных отметок составляет примерно 69%. Учащиеся 9 класса получили 16,28% отметок «4», 8 класса – 10,11%.

Таблица 1

Распределение баллов и отметок (8 класс)

Отметка

2

3

4

5

Диапазон баллов

0 - 8

9 - 14

15 - 17

18 - 20

Доля участников (%)

19,68

69,15

10,11

1,06

Таблица 2

Распределение баллов и отметок (9 класс)

Отметка

2

3

4

5

Диапазон баллов

0 - 10

11 - 16

17 - 20

21 - 23

Доля участников (%)

13,95

69,77

16,28

0,00

Рис. 1 Соотношение отметок, полученных обучающимися 8-9 классов в ходе национального исследования качества образования

по учебному предмету ОБЖ (2017 г.)

С работой справились 83% восьмиклассников и 86,7% девятиклассников. Качество выполненных работ составило 7,08% у восьмиклассников и 16,3% у девятиклассников.

Минимальное количество отличных и хороших отметок указывает на низкий уровень сформированности метапредметных умений:

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– осуществлять смысловое чтение;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть письменной речью, монологической контекстной речью.

С нормативными документами можно ознакомиться по ссылке:

https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_a66f3e7cafb84d6f8a4378835647ca88.pdf

https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_eb17f4a62bbf4da6a855a502af7150b1.pdf