Торлопова Н.Г. Доклад на съезде учителей предметной области "Искусство"

15.10.2020 Доклад 15.10.2020
Торлопова Н.Г.
Опыт республики Коми по
научно-методическому сопровождению учителей, реализующих программы предметной области «Искусство»

1 слайд
В 2017 года сотрудники ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» в условиях педагогического эксперимента начали разрабатывать цифровые площадки для профессионального объединения педагогической общественности и формирования электронной среды научно-методического сопровождения программ, проектов, транслирования лучшего педагогического опыта учителей и обсуждения актуальных вопросов образования.
На портале «Открытое образование Республики Коми» были сформированы структуры республиканских методических объединений, которые представляют из себя электронные площадки виртуальных педагогических сообществ по предметным областям.

Одним из первых организованных объединений явилось объединение учителей предметной области «Искусство»,
и охват методическим сопровождением учителей изобразительного искусства.

2 слайд
Руководитель РМО учителей предметной области “Искусство” (изобразительное искусство) - Торлопова Наталья Геннадьевна, старший методист центра научно-методического сопровождения программ и проектов  в области образования ГОУДПО “КРИРО”, кандидат педагогических наук, доцент, член международного союза педагогов-художников, художник-график – являюсь активным участником творческих выставок в Республике Коми и за ее пределами.
Соруководителями РМО (музыка) Надежда Александровна Жукова, она является методистом художественно-музыкального отделения Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова (старейшей профессиональной образовательной организации республики Коми, которой в 2021 году исполняется 100лет)
И еще в состав руководителей входит секретарь, но в нашем случае это Ольга Олеговна Чегесова, учитель литературы и МХК, Гимназии искусств при главе Республики Коми. Она определяет стратегии работы с учителями МХК.

На сегодняшний день члены РМО учителей предметной области “Искусство” составляют не такое многочисленное объединение учителей в отличие от других предметов, в то же время в состав РМО входят:
учителя и методисты общеобразовательных школ - 69
педагоги дополнительного образования - 20
преподаватели детских художественных школ и школ искусств Республики Коми - 43
преподаватели СУЗов и ВУЗов – 25.
Очень часто, актуальные вопросы методического сопровождения перекликаются с такими предметами и предметными областями, как литература, коми язык и литература, краеведение, технология, что,  собственно, позволяет не иметь четко обозначенные числовые рамки состава участников РМО.
К обсуждению отдельных актуальных вопросов могут присоединяться педагоги других РМО.
Количество членов постоянно увеличивается. План работы ежегодно обновляется и пополняется новыми проектами

Слайд 3.
Демонстрация страницы РМО на портале Открытое образование Республик Коми
Слайд 4.
Сопровождение мероприятий по реализации концепции предметной области «Искусство» в Российской Федерации.
Как структурное подразделение РМО учителей предметной области «Искусство» и ее основной состав руководителей утверждается один раз в 2 года  приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Руководители и активные участники РМО осуществляют научно-методическое сопровождение предметной Концепции и реализацию ее основных мероприятий (реализация программ ДПО, семинары, вебинары, конференции, фестивали, выставки и повышение квалификации т.д.)

Сегодня республиканское методическое объединение реализует дорожную карту республиканских мероприятий сопровождения Концепции предметной области «Искусство» до 2024 года
(Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики РК «Об утверждении планов мероприятий по реализации Концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) в системе образования Республики Коми на 2020 – 2024гг. №468 от 24.07.2020 г.

Слайд 6.
Республиканское методическое объединение учителей предметной области «Искусство» (далее РМО)
РМО создавалось с целью активизации деятельности педагогических работников по обеспечению развития содержания и методики преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура» предметной области «Искусство в Республике Коми и научно-методического сопровождения их деятельности
•    С 2016 года функционирует как общественное объединение педагогических работников, реализующих общеобразовательные, профессиональные и дополнительные программы художественного образования
•    Реализация предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе является одним из основных уровней художественного образования Российской Федерации, в связи с чем в состав сообщества входят не только учителя ИЗО, музыки и МХК,а еще
•    педагоги дополнительного образования и преподаватели профессионального образования.
•    Сегодня участники сообщества реализуют идею научно-методического сопровождения непрерывного художественного образования в Республике Коми на основе межведомственной интеграции Образования и Культуры в реализации программ основного, дополнительного и профессионального образования.


Слайд 7.

С целью повышения качества работы педагогов-художников, учителей предметной области «Искусство» РМО решает следующие задачи:

•    Организация профессионального взаимодействия педагогических работников в реализации образовательных программ общего, дополнительного, начального, среднего и высшего  профессионального образования, в том числе по педагогическому профилю в художественных областях.
•    Формирование актуальных программ дополнительного профессионального образования, направленное на модернизацию методического содержания образовательных программ: повышение значения специальных художественных, культурологических и психолого-педагогических курсов для педагогов-художников.
•    Проектирование семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификация по актуальным вопросам организации и содержания преподавания в области «Искусство».
•    Ориентация методического сопровождения на практико-ориентированный характер обучения, внедрение актуальных технологий преподавания, в том числе на повышение ИКТ компетентности.
•    Оптимизация системы оценки качества работы педагога-художника, учителей  и повышение их статуса в образовательной организации, оказывающего влияние на содержание их аттестации и влияния на рейтинг образовательной организации.
•    Обеспечение преподавания предметной области «Искусство» профессиональными специалистами.
•    Повышения уровня профессионализма в преподаваемых областях и совершенствование педагогического мастерства через активизацию участия педагога-художника в научно-практических, методических и фестивально-выставочных мероприятиях всех уровней (международных, всероссийских и республиканских).
•    Развитие системы олимпиад и конкурсов для обучающихся в поддержке их художественной одаренности (живопись, композиция, ДПИ, дизайн и других направлений области “Искусство”.


Слайд 8.

Результаты деятельности РМО 2017 - 2020 гг
Научно-методическое сопровождение учителей, педагогов и преподавателей, реализующих программы художественного образования

1.    Сопровождение научно-методической деятельности педагогических работников (консалтинг, публикации, научное руководство, педагогические проекты, научно-практические конференции, участие в республиканских и всероссийских форумах).
2.    Выявление актуального содержания повышения квалификации, организация и проведение учебных семинаров, вебинаров и курсов повышения квалификации в том числе создания условий для повышения цифровой компетентности педагогов-художников.
3.    Организация профессиональных конкурсов, фестивалей, художественно-творческих выставок, презентаций художественно-педагогического опыта на основе создания электронных цифровых сред мероприятий.
4.    Активности и сопровождение педагогов-художников в деятельность всероссийских образовательных, просветительских и конкурсных проектов для обучающихся в области «Искусство»

Слайд 9.  
Первые выводы, которые помогли нам сформировать оптимальную цепь ежегодных мероприятий и проектов в реализации нашей деятельности
Во-первых, определились важные направления деятельности по научно-методическом сопровождению учителей предметной области «Искусство», формированию и совершенствованию их профессиональных компетенций, таких как профессиональная, организационно-методическая и ИКТ-компетенция.
Во-вторых, выявились проблемные поля в реализации методики и профессиональные дефициты, над совершенствованием которых следует работать и на которые следует обращать внимание как государственным структурам от образования, так в индивидуальном сопровождении учителя (педагога/преподавателя) в направлениях совершенствования процессов художественного образования.
В большей степени это касается методам преподавания предметов области “Искусство” в общеобразовательных организациях.
В-третьих, стало формироваться понимание республиканской системы и целей конкурсного пространства как для обучающихся, таки для педагогических работников. Разрабатываются актуальные формы реализации и пути совершенствования этой системы в едином контексте с федеральными проектами.
В-четвертых, транслируется идея преемственности художественного образования на всех уровнях образования. В связи с чем стала чаще обсуждаться проблемы создания (формирования/ организации) единого образовательного и воспитательного пространства в этом направлении в Республике Коми.
Организация общественного обсуждения профессиональным педагогическим сообществом позволяет аккумулировать, распространять и своевременно транслировать опыт, совершенствовать методические рекомендации с учетом современных подходов развития общего, дополнительного и профессионального образования.
Особое уделяется внимание на мероприятия, направленные на совершенствование учебно-методических компетенций, выявление индивидуальных профессиональных дефицитов педагогов-художников, реализующих программы художественного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, так как их деятельность определяет будущее развитие культуры и культурных процессов в республике Коми.

Слайд 10.
Пример.
Комплектование базы лучшего педагогического опыта в художественном образовании в разделе «Методическая копилка», «Дискуссии». Оперативное обсуждение актуальных вопросов.
За годы существования РМО через профессиональную экспертизу прошло более 100 материалов из которых опубликовано более 60 методических материалов (разработки уроков, каталоги выставок, статьи, педагогические проекты,
мастер-классы и другие события)


Слайд 11.
Организация
и проведение комплексных республиканских мероприятий
1.    Конкурс-фестиваль «Педагогический вернисаж - ПУТИ ТВОРЧЕСТВА» 2016, 2018; (На самом деле мероприятию более 10 лет и проводится в республике с 2008 года) ранее проводился ежегодно, сейчас раз в 2 года). В начале это была городская, затем республиканская выставка творческих достижений педагогов-художников. В последние годы мы расширили диапазон участия и переименовали в фестиваль, в котором могут показывать творческие достижения и педагоги музыканты, преподаватели режиссеры и танцоры. в фестивале есть направление хобби, где свои творческие достижения может продемонстрировать любой работник образования.
2.    Совместно с  Московским Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования 13 ноября 2019 года проводился  установочный семинар по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство», а 14-15 ноября был сотрудниками московского института был проведен курс повышения квалификации по реализации содержания предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе.
3.    Впервые в республике мы организовали Всероссийскую научно-практическую конференцию «Перспективы и актуальные проблемы художественного образования» (декабрь 2019 - февраль 2020) с привлечением к организации образовательных организаций, заинтересованных в качественном развитии художественного образования Республике Коми.
Особенностью данной конференции является то, что она имеет электронную площадку и может иметь пролонгированный характер, не иметь коротких сроков проведения.

Слайд 12.
Демонстрация площадок мероприятий. Педагогический вернисаж – ПУТИ ТВОРЧЕСТВА
Слайд 13.
Демонстрация. Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы и актуальные проблемы художественного образования»
Слайд 14.
Методический кластер в рамках lll Северного Культурного форума.
    Совместно с Московским Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования был проведен круглый стол и цепь профильных семинаров.

Слайд 15.
Одаренные дети «ИСКУССТВО»
Республика Коми вошла в первую десятку субъектов РФ, в которых созданы Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей.

Региональный центр создан как подразделение Коми республиканского института развития образования и в его обязанности вменены функции выявления, индивидуального сопровождения и развития одаренных детей республики и оказание методической поддержки в проведении предметных олимпиад и творческих конкурсов.
РМО «Искусство» активно включается в работу регионального центра по созданию условий для расширения реестра достижений одаренных детей и молодежи Республики Коми, формирует республиканскую электронно-цифровую среду методического сопровождения конкурсно-образовательных и культурно-просветительских мероприятий для детей региона (сайт Конкурс –Дети Республик Коми)

Слайд 16.
Демонстрация. Организация работы жюри детских творческих конкурсов на примере «Красота Божьего мира».

Слайд 17.
Сотрудничество РМО с республиканскими и российскими организациями в проведении мероприятий.

Слайд 18.

Документ:  Загрузить