Текущее состояние и развитие системы образования Республики Коми

Текущее состояние и развитие системы образования Республики Коми

Деятельность Министерства образования и молодежной политики Республики Коми в 2015-2016 году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и была направлена на реализацию приоритетных направлений государственной политики в области образования, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации №№ 597-606 от 07.05.2012 г., поручениях Правительства Российской Федерации, задачах, поставленных Главой Республики Коми.

Стратегической целью системы образования до 2020 года определено повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества и государства.

Для достижения этой цели в 2015-2016 учебном году перед системой образования республики были поставлены следующие первоочередные задачи:

  • повышение доступности и качества образовательных услуг системы дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • формирование условий повышения эффективности системы профессионального образования;
  • создание благоприятных условий для комплексного развития детей и успешной самореализации молодежи.

На конец 2015-2016 учебного года в системе образования республики функционировало 336 дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 95,79 тыс. чел.

Остается актуальной проблема обучения в общеобразовательных организациях в одну смену.

Муниципальными органами управления образования проведена определенная работа, направленная на решение данной проблемы. Принятые меры позволили снизить долю обучающихся во вторую смену, однако в 2015-2016 учебном году 9,5 тыс. школьников (9,6%) в 54 (14,8%) общеобразовательных организациях обучались во вторую смену.

В целях решения указанной проблемы постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2015 г. № 594 утверждена региональная программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Республики Коми в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в 2016 году и на период до 2025 года».

По итогам реализации региональной программы планируется построить 50 новых школ на 11138 мест. Все обучающиеся в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену, 100 % обучающихся перейдут из зданий с износом 50% и выше в новые здания общеобразовательных организаций.

В силу социально-географических факторов в регионе остается значительной доля малокомплектных общеобразовательных организаций – 30,6% (112 школ).

В республике продолжают функционировать организации вечернего (сменного) образования, предоставляющие возможность обучающимся, по ряду причин выбывшим из дневных общеобразовательных организаций, получить среднее общее образование. Вместе с тем в связи с оптимизацией сети вечерних (сменных) школ количество данных общеобразовательных организаций снизилось с 17 (2006-2007 учебный год) до 3 (2015-2016 учебный год).

В Республике Коми продолжается планомерный процесс оптимизации сети образовательных организаций, целью которого является обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. С 2008 по 2015 год мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций проведены в отношении 225 образовательных организаций, в том числе: ликвидировано 33 образовательных организации, реорганизовано 192 организации.

В 2015 году взамен ветхих и аварийных зданий введены в эксплуатацию новые общеобразовательные организации (с. Усть-Нем Усть-Куломского района на 198 мест, с. Летка Прилузского района на 400 мест) и начальная школа-детский сад (с. Вомын Корткеросского района на 50 мест).

Введение Федерального государственного образовательного стандарта

В Республике Коми продолжена работа поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

В 2015-2016 учебном году в штатном режиме проводилось обучение учащихся 1-4 классов (2252 класса, 39 877 обучающихся) в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и учащихся 5 классов (513 классов, 9752 обучающихся) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО). В пилотном режиме продолжено обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 6-х и 7-х классах 26 образовательных организаций – республиканских пилотных площадок (2405 обучающихся).

За счет средств республиканского бюджета Республики Коми централизованно приобретались учебники, соответствующие ФГОС, для всех обучающихся 1-5 классов, а также для обучающихся 6-х, 7-х классов образовательных организаций, реализующих ФГОС ООО в пилотном режиме.

В республике 100% кабинетов начальных классов оснащены современным мультимедийным оборудованием. В 93 школы, 10 детских садов поставлено 103 комплекта автоматизированных рабочих мест и 304 комплекта средств защиты информации в рамках внедрения государственной информационной системы Республики Коми «Электронное образование» (далее – ГИС «Электронное образование»). Продолжается работа по оснащению кабинетов коми языка современным компьютерным оборудованием. Автоматизированные рабочие места для кабинетов коми языка получили 7 общеобразовательных организаций. К корпоративной сети передачи данных образовательные организации подключаются поэтапно.

В 2015-2016 учебном году образовательные организации продолжили работу по отработке оптимальных моделей организации образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов и создающих условия для реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников.

В процессе внедрения в практику работы школы ФГОС НОО апробируются различные модели реализации основных образовательных программ начального общего образования, содержащие обязательную часть (80% ООП НОО) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20% ООП НОО): через модули (внутрипредметные, метапредметные, надпредметные), модели организации внеурочной деятельности, социальное партнерство, режим работы общеобразовательной организации и др.

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

Значимую роль в повышении качества образования играет система профессиональной ориентации и профильного обучения, которая позволяет обеспечить учет интересов, склонностей и способностей учащихся, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Сегодня профильным обучением охвачено 47,5% от числа обучающихся 10-11-х классов. Наиболее востребованными являются следующие профили: социально-гуманитарный – 88 классов; физико-математический – 35; социально-экономический - 31; химико-биологический – 25; информационно - технологический – 17; филологический – 14.

В системе образования Республики Коми реализуется несколько моделей профильного обучения:

  • модель профильной школы (реализация программ второй и третьей ступеней образования);
  • модель внутришкольной профилизации (реализация одного или нескольких профилей);
  • модель сетевой организации (привлечение образовательных ресурсов иных образовательных организаций).

Финансирование системы общего образования

На долю общего образования приходится наибольшая часть расходов отрасли «Образование» (58,3%). Содержание одного обучающегося за счет бюджетных средств в общеобразовательных организациях за пять лет (2009-2015 гг.) увеличилось на 106,8%; в образовательных организациях, расположенных в городах, – на 106,1%, в сельской местности – на 116,2%.

Средняя заработная плата в общем образовании по итогам 2015 года составила 33073,0 рубля, средняя заработная плата учителей – 43000,0 рублей. Среднемесячная заработная плата педагогических работников в образовательных организациях общего образования составила 41 849 рублей (119,4% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за указанный период, при целевом значении – 100%).

Министерством образования и молодёжной политики Республики Коми проводится активная работа по привлечению средств федерального бюджета на развитие отрасли. В соответствии с заключенными соглашениями между Правительством Республики Коми и Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году в бюджет Республики Коми поступили средства из федерального бюджета на общую сумму 293,3 млн. рублей, в том числе субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в объеме 209 млн. рублей, субсидии на ремонты школьных спортзалов в сельской местности 28,7 млн. рублей, на реализацию проекта «Доступная среда» 25,9 млн. рублей.

В 2016 году продолжена работа по привлечению средств федерального бюджета на развитие отрасли в рамках мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы, государственной программы «Доступная среда» в 2016-2020.