Лучшие педагогические практики системы образования Республики Коми

Все материалы данного раздела сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без указания прямой ссылки на источник

Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.


Фильтр
Название
Авторство ©
Муниципалитет
Населенный пункт
Уровень образования
Название образовательной организации
Название организации (для необразовательных организаций)
Направленность материалов
Вид материалов
Название конкурса
Год
Статус участника

Показано лучших практик: 195 из 195

Ранняя помощь

Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций. Главной задачей федеральных проектов национального проекта «Образование» является развитие образовательного пространства на территории Российской Федерации. Направленность федеральных проектов посвящена школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде.

В Российской Федерации законодательно закреплено право каждого гражданина страны на образование. Так, согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации Государством гарантируются общедоступность и бесплатность общего образования, первым уровнем которого является дошкольное образование. Реализация права на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей для удовлетворения потребности человека в получении образования.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» к приоритетам деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования среди прочего отнесено повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. предусматривает меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования, среди них: обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях; обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами; создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

В соответствии с целями государственной политики в области образования, задачами Указа Президента Российской Федерации от 7 мая

2018 г. № 204, Концепцией Федерального проекта «Современные родители» важно реализовать комплекс мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования (в том числе для детей от 2 месяцев до 3 лет), создать условия для раннего развития детей в возрасте до трех лет, для реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образование в Российской Федерации может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в целях обеспечения получения образования в форме семейного образования, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Одним из документов, закладывающим нормативно-правовые основы деятельности центров (служб) по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, является Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р) (далее- Концепция). Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части «создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении».

Согласно Концепции, целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с

высокой вероятностью приводящие к задержкам развития. Под ранней помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество. Реализация Концепции предусмотрена в 3 этапа. В числе прочего, должны были быть разработаны (актуализированы) стандарты оказания услуг в сфере ранней помощи детям целевой группы и их семьям; разработаны необходимые образовательные стандарты для обеспечения подготовки специалистов в сфере ранней помощи, а также проведена апробация указанных стандартов

Статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрена психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

С 2018 года в рамках реализации национального проекта «Образование» активно решаются задачи федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», основной целью которого является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В Республике Коми ведется целенаправленная работа по развитию системы услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи семьям, имеющим детей, в том числе родителям детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.

По поручению Главы Республики Коми утвержден план развития ранней помощи в Республике Коми до 2020 года, а также создана Межведомственная рабочая группа по вопросам развития ранней помощи в Республике Коми, в которую вошли представители Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, представители общественных организаций.

В 2018 году Республике Коми утвержден региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» целью которого является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Коми ведется целенаправленная работа по развитию системы услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития. Так, основная роль в развитии системы услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в отрасли «Образование» отводится дошкольным образовательным организациям компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, консультативным пунктам, организованным на базе дошкольных образовательных организаций для родителей, чьи дети не посещают детский сад по различным причинам, и другим вариативным формам оказания услуг ранней помощи семье и детям.

В рамках комплексной системы услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях оказываются следующие виды ранней помощи: логопедическая, психологическая, дефектологическая, диагностическая, консультационная, методическая и педагогическая. Мероприятия программ направлены на то, чтобы дети с нарушениями развития (риском нарушения) могли оптимально развиваться, максимально использовать свои возможности и жить полноценной жизнью. Вместе с тем планом мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, в частности, предусмотрено выявление в регионах детей целевой группы, нуждающихся в оказании им услуг ранней помощи. Это дети от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска. Дети группы риска определены как дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении.

В Республике Коми на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Коми республиканский институт развития образования» (далее - Институт) в рамках конкурсного отбора федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» создан и успешно

функционирует республиканский Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»

Актуальность создания в Республике Коми такого консультационного центра для родителей связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации повседневной жизни детей, различных режимных моментов, что часто связано с нарастающим дефицитом общения ребенка с родителями и другими значимыми для него взрослыми.

Консультационный центр оказывает услуги для родителей (законных представители), членов семей (в том числе и граждан пенсионного возраста) детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) возраста, в том числе не посещающих дошкольные учреждения; детей дошкольного (с 3 лет до 7 лет) возраста; детей в возрасте от 7 до 18 лет, детей, имеющих проблемы в развитии, в том числе детей-инвалидов; семей, осуществляющие семейное образование; граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей на территории Республики Коми.

В рамках представления лучшего опыта практики оказания ранней помощи для родителей (законных представители), в том числе детей-инвалидов; семей, осуществляющие семейное образование; граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей на территории Республики Коми специалистами выбраны лучшие модели предоставления комплексной психолого-педагогической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет и детьми с особыми образовательными потребностями, в целях содействия их оптимальному развитию, социальной адаптации и интеграции в общество. Все материалы, прошли профессионально-общественную экспертизу, в том числе и через конкурсный отбор.

Авторство ©:  Зезегова Лариса Петровна / Кузнецова Светлана Анатольевна, преподаватель  / Косарева Светлана Павловна

Ранняя помощь
Авторство ©:  Антипина Г.А., заведующий детским садом, Баркалова Н.В., старший воспитатель, Вильданова Л.Р., старший воспитатель

Ранняя помощь
Авторство ©:  Петрова Ю.В., заведующий  / Сафиева О.Г., старший воспитатель

Ранняя помощь
Авторство ©:  Н.И. Схабовская - заведующий МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида» г. Воркуты / С.А. Черепова –старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида» г. Воркуты

Ранняя помощь
Авторство ©:  Заведующий Пономарѐва В.В.  / педагог-психолог Костина Е.М.

Ранняя помощь
Авторство ©:  Канева Валентина Мечиславовна, старший воспитатель / Рупняк Снежана Равиловна, старший воспитатель  / Косарева Светлана Павловна

Ранняя помощь
Авторство ©:  Юркова Ольга Викторовна

Проект «Идём вперёд»
Авторство ©:  Семёнова С.В. / Ермолина Н.В. / Шадрина А.А.
Направленность материалов:  лучший практический опыт ДОУ, Лауреата 3 степени Республиканского конкурса "Лучший детский сад года-2020"
Название образовательной организации:  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара

Формирование развивающей предметно-пространственной среды МАДОУ «ДС № 10»
Авторство ©:  Новосёлова Н.И. / Маркус Н.В. / Бронникова Л.Р.
Направленность материалов:  лучший практический опыт ДОУ - Лауреата 2 степени Республиканского конкурса "Лучший детский сад года-2020"
Название образовательной организации:  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Усинска

Обучение детей на методическом материале М. Монтессори" на 2019-2020 уч.год (Жилякова С.А.)
Авторство ©:  Жилякова С. А.
Направленность материалов:  лучший практический опыт Победителя Республиканского конкурса "Лучший детский сад года-2020"
Название образовательной организации:  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 31 "Крепыш"