Правильное питание ребенка – это не то же самое, что правильное питание для взрослых. Дети – это не маленькие взрослые, их питание должно быть несколько иным, чем питание взрослых.

 

То чем питается ребенок в детстве, влияет на то, каким его здоровье будет в будущем, ведь основы закладываются именно в детстве.

Школьное питание (нормативные документы) >>>

ВЛИЯНИЕ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ: КАК ЭНТУЗИАСТЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА ИЗМЕНЯЮТ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ И УЧАТ ДЕТЕЙ ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ >>>

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ С МАЛЫХ ЛЕТ >>>

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В США И ПРОТЕСТЫ УЧАЩИХСЯ >>>

Школьное питание

(нормативные документы)

 

Коми (из опыта работы школ Республики Коми) >>>

1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 (скачать)

 

2. Постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2005 г. N 342 "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, А ТАКЖЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ СЕМЕЙ, В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРИЗНАННЫХ МАЛОИМУЩИМИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (скачать)

 

3. Постановление Правительства Республики Коми от 29 декабря 2011 г. № 643 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2011 Г. № 435 "О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2012 - 2015 ГОДЫ)" (скачать)

 

4. Постановление Правительства Республики Коми от 10 декабря 2010 г. N 439 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ." (скачать)

 

5. Закон Республики Коми "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, А ТАКЖЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ СЕМЕЙ, В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРИЗНАННЫХ МАЛОИМУЩИМИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ." (скачать)

 

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (проект Минздравсоцразвития от 7 сентября 2011 г.)  (скачать)

 

7. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (руководитель рабочей группы при Президенте А.В. Дворкович, 1 авагуста 2011 г.) (скачать)

 

8. ПРОЕКТ распоряж.по внедрению Госстандарта по школьному питанию 26.01.2012 г. (скачать)

 

9. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет (метод.рекомендации Онищенко) 2007 (скачать)

 

10. Методические рекомендации по вопросу обеспечения наборами продуктов обучающихся 1-4 классов, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям - Письмо Министерства образования Республики Коми от 28.04.2012 № 02-02/195 (скачать)

 

Приложения:

- Cборник по питанию 1-4 кл. (скачать)

 

11. Приказ от 11.03.2012 № 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания..." (скачать)

 

12. Методические рекомендации по организации питания (скачать)

 

13. Протокол заседания рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания (скачать)

 

14. Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 411 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие образования» (скачать)

Приложение (скачать)

 

15. Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми по вопросам, связанным с образовательной деятельностью (скачать)

 

 16. Приказ Министерства образования Республики Коми от 13 декабря 2013 г. № 305 «Об утверждении Комплексного плана действий по реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие образования»  на 2014 - 2016 годы (скачать), Приложение к Приказу (скачать)

 

17. Приказ министерства образования Республики Коми от 14.01.2015 № 3 «Об организации питания обучающихся 1-4 классов» (скачать), Приложение к Приказу (скачать)

 

 

 

ВЛИЯНИЕ В МИРОВМ МАСШТАБЕ:

КАК ЭНТУЗИАСТЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА ИЗМЕНЯЮТ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ И УЧАТ ДЕТЕЙ ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ

 

В последние годы проблема школьного питания стала особенно актуальной, поскольку все больше и больше людей по всему миру, в том числе и детей, страдают ожирением и другими заболеваниями, связанными с неправильным питанием. В связи с этим во многих странах появились свои защитники детского питания, выступающие за внесение изменений в школьное меню, большую часть которого вместо положенных натуральных и свежих продуктов теперь занимают коробочные полуфабрикаты.

 

Одним из первопроходцев поднявшегося в Европе и Америке движения за здоровое питание в школах стал британец Джейми Оливер - повар, ведущий кулинарных телешоу и владелец собственной сети ресторанов. В своем телешоу «Школьные обеды с Джейми» он попытался разобраться в недостатках современной системы школьного питания в Великобритании и изменить ее к лучшему.


Шоу вызвало огромный резонанс в обществе, результатом которого стало введение новых стандартов школьного питания, а также увеличение государственного финансирования школьных столовых.
Программа стала настолько популярной, что вскоре Джейми был приглашен поучаствовать в подобном проекте в Соединенных Штатах. На тот момент ситуация со школьным питанием в США была еще более ужасающей, чем в Европе. Проект был назван Food Revolution («Революция в питании») и, как и в Великобритании, вызвал волну общественного возмущения. После проведения программ в некоторых окружных школах США запретили продажу еды из автоматов, а также исключили из школьного меню ароматизированное молоко с большим содержанием сахара.
Революция школьного питания продолжается и по сей день - на своем сайте Джейми регулярно публикует последние новости с фронта борьбы за здоровое питание, инструкции по тому, как можно самому внести вклад в изменение существующей системы, а также различные программы в этой области.


В последние годы пропагандисты здорового питания из других стран Европы и США подхватили идеи Джейми и начали претворять в жизнь собственные инициативы. Так, одним из ведущих американских деятелей в этом вопросе стала Энн Купер—повар из США.


По словам Энн, когда-то и она совершенно не задумывалась о том, что ставят дети на свои подносы в школьных столовых - её задачей, как и задачей миллионов других ее коллег, был просто разогрев того, что уже в полуготовом виде было привезено в школу.


Энн приобрела известность после того, как стала открыто выступать против порядков, царящих на школьных кухнях США. Она стала открыто заявлять о том, что современная система школьного питания в Америке во многом зависит от местного бизнеса, который на государственном уровне устанавливает свои правила, совсем не способствующие улучшению здоровья подрастающего поколения. Современный рацион американского школьника, по ее словам, состоит в основном из переработанной низкокачественной пищи, в котором не хватает фруктов и овощей.

 

В своей школе в Беркли Энн лично решила поменять правила приготовления пищи, в результате чего сотрудникам школьной столовой вновь пришлось взять в руки нож и начать готовить школьные обеды из свежих продуктов. Финансирование было минимальным, поэтому Энн пришлось очень потрудиться, чтобы составить полезное меню на сумму, выделяемую государством на каждого школьника. Кроме того, пришлось обучать и самих сотрудников столовой, которые за долгие годы существующей системы больше привыкли резать коробки, нежели свежие овощи. Дети, как и в случае с Джейми Оливером, поначалу отказывались есть нормальную пищу, поэтому в школе пришлось устроить занятия по здоровому питанию, чтобы объяснить школьникам, насколько важно питаться именно здоровой пищей, а не тем, что они привыкли есть.


Проблемы ожирения и диабета среди населения сейчас также актуальны и во многих европейских странах. В одной из крупнейших и наиболее экономически развитых стран Европы — Германии, на сегодняшний день 13% населения страдает ожирением. Но и там находятся люди, небезразличные к такому положению вещей.


Известный немецкий телеведущий, звезда кулинарных шоу Тим Мэльцер совместно с федеральным министром по защите прав потребителей организовал проект «Кухни для немецких школ». По словам Мэльцера, проекты повлекли за собой целый ряд инициатив, некоторые из которых были довольно оригинальными. Например, одна берлинская школа разбила на своей территории огород.

 

В этом ряду энтузиастов есть свободны места. Появится ли в России свой лидер? Кто из звёзд кулинарных шоу может им стать? Нужен ли нашей стране такой человек? Сможет ли он «пробиться» в средства массовой информации? Кто его поддержит? А может быть, такие люди уже есть? Тогда напишите об этом в редакцию журнала "Вестник школьного питания" info@schoolfoodforum ru

Несмотря на негативные тенденции в сфере школьного питания в большинстве развитых стран мира, среди них встречается и ряд исключений.

 

Одной из стран, где культуре питания, в том числе и школьного, уделяется огромное значение, является Франция. В этой стране каждый школьник ежедневно получает обед из трех блюд. Многие школы во Франции публикуют свое ежедневное меню на сайте школы или даже отправляют его на почту родителям. Кроме того, родители могут проявлять инициативу в вопросе питания детей, предлагая свои варианты. У детей также есть длительный перерыв для того, чтобы они могли поесть и пообщаться в спокойной обстановке.


Однако, несмотря на сравнительно безупречный подход к питанию детей в этой стране, у французов все равно находятся активисты здорового питания, которые стремятся внести свою лепту в улучшение детского питания и качества пищи.

 

Французский шеф-повар Сириль Линьяк организовал серию мероприятий во французских школах в рамках своего телешоу «Да здравствует столовая!», где попытался привлечь внимание общественности к качеству школьной пищи, поступающей в основном из кейтринговых компаний, а также к тому, как школьники относятся к своим обедам, так как многие из них предпочитают здоровой еде пиццу или гамбургеры.


Отменной кухней и богатыми кулинарными традициями также славятся и страны Средиземноморья. Школьное питание на Юге Европы, хотя и финансируется в большей степени за счет самих родителей, отличается хорошим качеством. В некоторых из этих стран, правительство, будучи озабоченным здоровьем подрастающего поколения, само предприняло ряд мер по улучшению качества питания.

 

Например, в школах Испании всем школьникам теперь бесплатно раздают фрукты. И, хотя в странах Средиземноморья благодаря развитым традициям нет эпидемии ожирения и диабета, а проблема избыточного веса актуальна в основном для городского населения, государство, учитывая начинающиеся в обществе тенденции, само организует программы по обучению детей здоровому образу жизни. 

 

 

Сорокина Анна

Вестник школьного питания № 3 - 2013, с.10-11

 

 

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

С МАЛЫХ ЛЕТ​

Много знаний получают дети в дошкольном и школьном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам рационального питания. Лишь вызванные нарушениями питания болезненные явления напоминают о необходимости соблюдения диеты и лечения заболеваний. Для многих школьников беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно.

 

Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

 

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении, введение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

 

Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и доставляющим удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

 

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь...». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Что же тогда делать?

 

АНО «Институт отраслевого питания» в инициативном порядке в различных субъектах Российской Федерации проводится обучение школьников в виде игры «Путешествие к здоровью».

 

Игра - эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. В игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть - меняются только содержание и форма игры. Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество - отправиться в путешествие в другие страны, узнавая о том, что едят в других странах, построить пирамиду здорового питания из различных продуктов, приготовить своими руками салаты из полезных продуктов и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Возможна и сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни. Игра с правилами предполагает обучение с элементами соревнования: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.

 

Эффект таких нехитрых, с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре. С помощью игры у ребенка не только формируется рациональное отношение к собственному питанию, но и складывается представление об основных принципах здорового образа жизни.

 

Не все школьники осознают, зачем им нужно быть здоровыми, зачем бережно относиться к пище и природе - поэтому во время обучающих мероприятий очень важно развивать внутреннюю мотивацию к развитию полезных привычек и формированию системного и критического мышления. Для этого очень действенными являются обсуждения видеоматериалов, беседы с иллюстративными материалами и тренинги, в которых рассматривается не только важность здорового питания, но и взаимосвязь питания, здоровья, экологии, этики, успеха, а дети учатся принимать серьёзные решения и брать на себя ответственность.

 

Поэтому одна из главных задач школы сегодня - помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни. Школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, что возможно только в результате серьезной и кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.

 

 

Шишов Олег Валентинович, 
директор по развитию АНО «Институт отраслевого питания»

 

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

В США И ПРОТЕСТЫ

УЧАЩИХСЯ​

Может ли битва за фрукты и овощи на тарелке школьника быть напрасной?

 

Осенью 2012 года после многочисленных выступлений активистов здорового питания, обсуждений в прессе и блогах, Федеральное правительство США наконец ввело новые стандарты школьных обедов. Целью введенных правил было улучшение питания в школах и создание более полезного меню.

 

Нововведения, казалось, были созданы с самыми лучшими намерениями, однако, в конечном счете, они вызвали значительное недовольство учеников. По всей стране школьники начали жаловаться на то, что с введением новых правил после школьных обедов они остаются голодными.

 

Произошло это по той причине, что до внесения изменений все дети в США, как только попадали в школу и вплоть до самых последних классов питались той пищей, которую правительство сейчас пытается убрать из меню. «Я обычно беру пиццу», - заявила журналистам в одной из американских школ ученица Шанис Смоллс.

 

Школьное питание вызвало претензии не только у самих школьников. Новые правила, принятые федеральным правительством, спровоцировали бурное обсуждение во всем американском обществе.

Больше всего американцев взволновало ограничение школьных обедов по калориям. Теперь обеды в средней школе США не могут иметь пищевую ценность более 750 калорий. Критики называют такое ограничение «диетой прожиточного минимума». Если бы ребенок за обедом съедал всю порцию целиком, то в сумме как раз получалось бы 750 калорий. Но дети делать этого не хотят. Силой заставить ребенка съесть то, что лежит на его тарелке невозможно: можно лишь выдать ему его порцию.

 

По новым правилам, калории должны быть получены ребенком из здоровой пищи. Если он хочет взять больше, чем положено по государственным нормам, он может это сделать, доплатив за дополнительную порцию.

 

Америка пытается вырваться из объятий фаст-фуда. Это сложная задача: фаст-фуд слишком быстр для 30% населения, страдающих ожирением. Но и мы скоро рискуем догнать Штаты. У нас уже воспитано первое поколение фаст-фуда. Среди старшеклассников в 2 раза меньше желающих получать горячее питание, чем среди учащихся начальных классов. Но борьба с быстрым питанием у нас происходит небыстро: до сих пор никто не отменил в буфете школьную пищу и сосиску в тесте.
 

Маслов С.В.

 

«Мы не можем заставить детей поставить на свой поднос фрукты и овощи, но мы однозначно хотим, чтобы они это сделали», - говорит представитель организации общественного питания независимого школьного округа Сайпресс-Феирбенкс.

 

Беттина Сигель, американский блоггер, пишущий о здоровом питании, полагает, что одним введением новых стандартов школьного питания и ограничением калорий обойтись нельзя.Главная задача, по ее мнению, заключается в том, чтобы дети сами захотели есть здоровую пищу в школе.

В своих статьях Сигель говорит о том, что школьники, привыкшие к наггетсам и пицце, просто не понимают и не могут принять здоровую пищу.


«Люди просто не питаются овощами», - говорит одна из учениц старших классов средней школы, держа в руке мороженое.

 

При этом Беттина полагает, что о качестве школьного питания объективно можно судить лишь по тем детям, которые только начинают посещать школу, поскольку они еще не привыкли к каким-то определенным продуктам, а реакция учеников, которых в течение десяти лет кормили полуфабрикатами, вряд ли может быть объективным фактором оценки.


Хотя школьники и получают теперь в столовых более здоровую пищу, заставить их есть против их желания нельзя, поэтому с введением новых правил недовольных детей и остатков пищи в школьных столовых стало больше.

 

Источник: 

 

 

Школьное молоко

Реализация проекта «Школьное молоко» в образовательных учреждениях идет полным ходом! 

 

Здесь представлен лучший опыт работы региональных органов России, направленный на укрепление состояния здоровья учащихся, озвучены результаты научно-исследовательских работ и проведена дегустация образцов «школьного молока», вырабатываемого предприятиями молочной отрасли.

 

Более подробно с материалами прошедшего мероприятия можно ознакомиться на сайте http://www.schoolmilk.ru/info/seminars/

 

Программа "Школьное молоко" (скачать)

 

Роль молока в формировании здоровья детей (скачать)

 

Здоровое питание для детей: полезные привычки

 

Правильное питание ребенка – это не то же самое, что правильное питание для взрослых. Дети – это не маленькие взрослые, их питание должно быть несколько иным, чем питание взрослых. То чем питается ребенок в детстве, влияет на то, каким его здоровье будет в будущем, ведь основы закладываются именно в детстве.

 

Здоровое питание для детей – это не только отсутствие чипсов, сухариков, кока-колы, но это питание сбалансированное, в котором содержатся все необходимые пищевые компоненты.

 

В детском организме, в отличие от взрослого, активно протекают процессы формирования, развития, роста и становления всех систем и органов, совершенствуются их функции. Ребенок много двигается, формируется его интеллект, развивается нервная система, да и много чего ещё. А ведь именно из этого единственного источника – из пищи ребенок получает энергию для жизни и пластические материалы для строения своих клеток.

 

Здоровое питание для детей закладывает фундамент их полноценной жизни, обеспечивает их рост, физическое и умственное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы оно было сбалансировано и отвечало всем запросам ребенка с учетом его возраста и потребностей.

 

Мы учим наших детей правильно ходить, правильно говорить, правильно вести себя. Не менее важно научить ребенка правильно питаться. Возможностей развить плохие привычки питания у детей масса, а вот полюбить полезную пищу и научиться питаться правильно они могут только дома.

Не нужно ограничивать ребенка в еде. Это опасно не только для общего роста и развития ребенка, но в старшем возрасте с высокой долей вероятности может привести к расстройствам питания — булимии или анорексии.

 

Пусть здоровая еда всегда будет под рукой. Ребенок ест то, что ему доступно и возьмет из вазы то, что там лежит — полезное яблоко или калорийное печенье.

 

Здоровые примеры здорового питания.

·         Глупо настаивать на том, что овощи и фрукты полезнее, если сами родители предпочитают мучное и сладкое. Примеры, как известно, говорят громче слов.

·         Не стоит разделять еду на «хорошую» или «плохую». Лучше акцентировать внимание на той пользе, которую приносят продукты: кальций в твороге помогает расти, белковая пища придает сил, овощи и фрукты — укрепляют здоровье и т. п.

·         Похвала за то, что малыш выбрал здоровую пищу также необходима. А вот если ребенок предпочел нездоровую пищу, не стоит ворчать. Лучше мягко и спокойно скорректировать вкус ребенка, направив его предпочтения к более здоровому варианту блюда. Например, запеченный с небольшим количеством жира картофель вместо жареного, сладкие сухофрукты вместо конфет и т. п.

·         Не стоит превращать еду в награду, это мало способствует здоровому отношению к еде, а в старшем возрасте может стать причиной избыточного веса. Пусть наградой станет веселая игра или интересная прогулка.

·         Собирайтесь за столом всей семьей — хотя бы один раз в день. Начав с одного дня в неделю, доведите число таких совместных трапез до трех-четырех еженедельно. Помимо здоровых привычек питания, такое общение за столом содействует укреплению семьи. У детей, регулярно питающихся вместе с родителями, подростковые проблемы возникают гораздо реже.

·         На стол лучше ставить еду, уже разложенную по тарелкам, это поможет ребенку понять, какая порция еды является нормальной.

·         Разумно будет вовлечь детей в формирование меню. Пусть ребенок расскажет, какие блюда ему больше нравятся, такие блюда должны появляться на столе чаще, чем те, что малышу не по вкусу.

·         Перед тем, как решить, что ребенку нужно похудеть или поправиться, и выбирать для него диету, стоит поинтересоваться мнением педиатра.

·         Наконец, не стоит вводить все изменения сразу. От родителей потребуется много настойчивости и терпения, ведь на привычки питания ребенка влияет и круг его общения вне дома.

·          

Результат — здоровье ребенка — безусловно, стоит любых родительских усилий.

 

 

При подготовке информации использовались материалы интернет сайтов:

 

 

Здоровое школьное детство

 

скачать

Методические рекомендации по составлению меню в образовательных организациях Республики Коми (из опыта работы школ Республики Коми)

 

Настоящий сборник направлен на совершенствование качества школьного питания, расширение ассортиментного перечня блюд в школьных столовых. В издании представлены десять примерных вариантов меню, которые участвовали в республиканском фестивале меню и признаны лучшими. Они разработаны образовательными организациями на период 12-14 дней и согласованы с управлением Роспотребнадзора по Республике Коми.

 

Пособие предназначено для специалистов органов управления образования, руководителей образовательных организаций, специалистов, занимающихся организацией школьного питания в образовательной организации.

 

Уважаемые коллеги!

 

Здесь Вы можете скачать сборник "Здоровое школьное детство!"